Нейротерапия – это метод непосредственной тренировки мозговой активности, который помогает мозгу находить наиболее эффективные способы работы. Другое название такой терапии – ЭЭГ-БОС, или биологическая обратная связь по показателям электроэнцефалограммы.
Во время сеанса нейротерапии (БОС-терапии) специалист непрерывно наблюдает за работой мозга ребенка и создает условия, способствующие изменению мозговой активности в сторону более благоприятных состояний. Такой подход обеспечивает постепенную тренировку систем саморегуляции и может использоваться в отношении практически любого показателя работы мозга, который может регистрироваться с помощью датчиков.
В клинике ЕМС мы предлагаем ребенку необычные компьютерные игры, в которые он может играть только с помощью ритмов своего мозга (и это действительно может каждый!).
БОС-терапия является научно доказанным эффективным средством помощи при недостаточности регуляторных возможностей мозга.
У детей к таким проблемам относятся:
- нарушения внимания,
- тревожно-депрессивные расстройства,
- нарушения поведения,
- тики и заикание,
- головные боли,
- нарушения сна,
- эмоциональные расстройства и другие.
Сегодня все больше специалистов во всем мире выбирают метод нейротерапии в качестве безопасной альтернативы медикаментозному лечению. Для лечения Синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей Американской Академией Педиатрии в 2012 году БОС-терапия была признана наиболее эффективным методом.
С помощью специальных сенсоров, которые устанавливаются на поверхность головы пациента, врач регистрирует биоэлектрическую активность мозга. Компьютер обрабатывает этот сигнал и получает информацию о ключевых компонентах мозговой активности, так называемых ритмах мозга (тета, альфа, бета и других). Для коррекции психофизиологического состояния ребенка некоторые из них необходимо усилить, тогда как другие – ослабить. Для этого в компьютерной игре, в которую играет ребенок, поведение персонажа (например, скорость самолета) меняется в режиме реального времени в зависимости от того, насколько выражены подкрепляемые и подавляемые ритмы мозга. При таком подходе игровая мотивация и азарт ребенка служат ключевым фактором, который заставляет мозг менять характер своей работы в сторону более стабильных и функциональных состояний. В зависимости от проблем и индивидуальных особенностей пациента детский нейропсихолог определяет области мозга, на которые будет нацелена работа и программа нейротерапии, при этом главным действующим лицом в терапевтическом процессе является сам ребенок.
Несмотря на то, что для проведения БОС-терапии требуется довольно сложное оборудование и технология, ее суть очень проста: это обучение. Мозг обучается новым способам работы, используя для этого сигналы обратной связи. Этот процесс обучения очень похож на игру в «горячо-холодно»: если мы будем регулярно сообщать ребенку, насколько близко он к цели, то рано или поздно, методом проб и ошибок, он найдет спрятанное сокровище.
Наш мозг может менять и «запоминать» характер своей активности благодаря нейропластичности – способности к изменениям мозговой деятельности под воздействием опыта. Эту способность человеческий мозг сохраняет на протяжении всей жизни, однако в детском возрасте пластичность мозга максимальна. Метод нейротерапии использует пластичность мозга для достижения сбалансированной, хорошо регулируемой мозговой активности, что обеспечивает высокую эффективность запоминания информации и освоения навыков, управление вниманием и концентрацией, быстрое преодоление стрессовых реакций, контроль за своим психоэмоциональным состоянием.
В клинике ЕМС сеансы БОС-терапии с детьми проводятся курсами по 20-35 занятий в режиме 2-3 сессии в неделю. При различных состояниях БОС-терапия может использоваться как единственный метод лечения, но может быть назначена и в комплексе лечебных мер наряду с психофармакотерапией, поведенческой нейропсихологической коррекцией, логопедической коррекцией, психотерапией.
Опыт показывает, что в работе с детьми метод БОС-терапии зачастую оказывается наиболее адекватным средством помощи, поскольку долгосрочный эффект терапии здесь достигается за счет обучения – как раз того процесса, который для развивающегося мозга является главной и наиболее естественной задачей.