Восстановление речи после инсульта: этапы и методики
Рассказывает Татьяна Каченовская,
логопед-дефектолог
Перед началом восстановительного лечения проводится комплексная диагностика, которая помогает правильно оценить состояние компонентов речи пациента:
- понимание обращенной речи, в том числе сложных лексико-грамматических конструкций, объем восприятия речи на слух;
- степень самостоятельности и произвольности при построении речевого высказывания, возможность удерживаться в речевой деятельности;
- состояние активной речи, наличие речевых шаблонов, стереотипов;
- наличие или отсутствие дефектов номинации (называния, выбора нужного слова из семантического поля);
- наличие или отсутствие дефектов внутренней речи, трудностей в формулировании высказывания;
- состояние произносительной стороны речи;
- степень контроля за собственной речью;
- состояние счетных операций, навыков чтения и письма.
Основные направления работы логопеда: методики и приемы
Первый этап
Выявленные отклонения могут иметь разную степень выраженности, некоторые функции могут полностью сохраняться при частичном или полном нарушении других. На первом этапе работа логопеда по восстановлению функций речи может включать следующие упражнения и приемы.
- Создание условий, в которых пациент вынужден обрабатывать поступающую информацию. Устранение «режима молчания», каждые 15 минут (интервал может увеличиваться в зависимости от общего состояния) специалист обращается к пациенту с вопросами даже в том случае, если он не в состоянии ответить. Короткими простыми фразами в медленном темпе говорит на любую бытовую тему, обращая на себя внимание и призывая пациента слушать речь. Удержание зрительного контакта.
- Использование альтернативных вопросов. Специалист строит вопрос таким образом, чтобы пациент не мог ограничиться жестом. Например, не подходит вопрос: «Будете ли Вы воду?» Следует спросить: «Вы будете воду или сок? Что Вы будете пить?».
- Называние предметов. Пациенту показывают карточки с изображениями предметов и объектов окружающего мира и просят его называть увиденное. Используя карточки, можно просить пациента выбирать правильное название среди нескольких предложенных вариантов.
- Узнавание знакомых лиц. Задание похоже на предыдущее, однако в качестве рабочего материала используются фотографии из семейного альбома.
- Называние букв и цифр. Пациенту показывают расположенные произвольно ряды букв или цифр (размер и количество элементов зависят от степени поражения речевой функции и общего состояния пациента) и просят называть их.
- Ответы с использованием слов из вопроса. Можно предложить пациенту отвечать на вопросы, повторяя слова и меняя их порядок.
- Работа с рядами. Часто пациент в состоянии называть привычные ряды (алфавит, дни недели, месяцы). Следует использовать такую возможность и предлагать воспроизводить ряды в обратном порядке (считать, например, от пяти до пятнадцати и обратно, считать двойками, перечислять родственников или сослуживцев и т.д.).
- Чтение и письмо. В том случае, если навыки чтения или письма не нарушаются, их активно используют для скорейшей реабилитации. Пациента просят медленно читать вслух отдельные слова, фразы или фрагменты текста, задавая вопросы по содержанию прочитанного.
Второй этап
Когда состояние пациента улучшается, предлагаются более сложные задания.
1. Восстановление связей между словом и образом (в том числе между зрительным образом и словом), исправление дефектов номинации. Способность произвольно удерживать заданную речевую конструкцию. Самостоятельное построение фраз, исправление дефектов внутренней речи.
- Демонстрация картинок и называние изображенных на них предметов; выбор правильного названия предмета или действия с опорой на карточку; подбор карточки к слову и слова к изображению;
- ответы на вопросы с использованием слов из вопроса;
- работа с сюжетными картинами и сериями картин с последовательным сюжетом; составление рассказа с заранее заданным количеством слов, предложений;
- подбор слов согласно заданному признаку;
- работа с ритмом, темпом, интонационной стороной высказывания;
- работа со схемами предложений, составление плана речевого высказывания, пересказ текстов различной сложности с использованием опорных слов и изображений (с постепенным увеличением степени самостоятельности при построении высказывания);
- чтение и письмо под диктовку и самостоятельно.
2. Понимание речи. Восстановление контроля над собственной речью.
- Восстановление и уточнение пространственных представлений;
- конструирование, воспроизведение заданных эталонов (в том числе речевых);
- классификация и сортировка слов по значению;
- построение высказывания с использованием опорных слов, имеющих пространственное значение, предлогов и союзов;
- импровизации на заданную тему;
- толкование сложных по смыслу слов;
- счетные операции;
- выполнение сложных инструкций.
3. Коррекция произношения. Преодоление инертности в речевом процессе. Восстановление артикуляции.
- Работа с темпом, ритмом, интонационной стороной высказывания;
- восстановление артикуляционных укладов;
- вербализация действий;
- работа с речевыми шаблонами (в том числе используются числовые и буквенные ряды, стихи, пословицы и поговорки);
4. Восстановление навыков счета, чтения и письма.
- Узнавание и называние букв и цифр;
- звукобуквенный анализ с использованием схем;
- работа с техникой чтения и анализ прочитанного;
- восстановление графических навыков.
Реабилитационные мероприятия проводятся по возможности сразу после инсульта, количество и частота встреч с логопедом зависят от степени тяжести нарушений речи и общего состояния пациента. Решение о необходимости логопедической коррекции и реабилитации принимается коллегиально совместно с неврологом.
Оказалась ли статья полезной?
Вопросы и ответы
Стоимость услуг
Выезд врача-специалиста на дом в пределах МКАД | 358 у.е. / 38 143 руб. |
Выезд врача-специалиста на дом за пределы МКАД до 10 км | 424 у.е. / 45 175 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога (первичный, повторный) | 220 у.е. / 23 440 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-ревматолога (первичный, повторный) (Специальность Педиатрия) | 220 у.е. / 23 440 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста (первичный, повторный) (Специальность Педиатрия) | 220 у.е. / 23 440 руб. |
Специалисты
Контакты
Статьи по теме
предложениях и новинках ЕМС