Как повысить стрессоустойчивость первоклассников в начале учебного года
Поздравляем, Ваш ребенок пошел в 1 класс! Банты-костюмы куплены, букеты подарены и впереди целых 11 лет учебы. Как помочь ребенку адаптироваться в самом начале школьного пути? Как быстрее привыкнуть к новой для него обстановке и сохранить интерес к учебе на годы? Несколько советов, которые помогут вам.
«Теперь ты совсем большой и начинается новый этап жизни!»
Часто родители и особенно впечатленные взрослением ребенка родственники чрезмерно перегружают его ожиданиями и прогнозами, связанными с новым статусом школьника. Например: «Ты должен быстро просыпаться/хорошо кушать/быстрее одеваться, в школе тебя никто ждать не будет!», «Ты не должен обижать сестричку, ты уже большой!».
Постарайтесь в этот не простой для ребенка период наоборот снизить свой педагогический напор. Если к этому моменту ребенок чего-то не умеет или не очень хорошо слушается, будьте к нему снисходительны. На коррекцию нежелательного поведения у вас уже было и еще будет много времени. Не надо стараться все исправить, давя на ребенка и шантажируя или даже угрожая неудачами в школе. Этим вы только усилите тревогу ребенка и даже можете вызвать отвращение к новой роли школьника. «Да я вообще не хочу в эту школу!». Такое отторжение труднее исправить.
Младший школьник – все еще ребенок
Его ведущая мотивация только-только сместилась или еще смещается с игровой на учебную. Не надо стараться сразу сделать комнату полностью «рабочей». Не спешите выкидывать ставшие уже не такими нужными, как прежде, игрушки - пусть в первые учебные дни с ребенком будут его «друзья» из детства.
Некоторые школы предлагают различные совместные праздники или программы знакомства с аниматорами. Не пренебрегайте ими или даже сами предложите организовать для детей знакомство в неформальной обстановке. Как минимум, пригласите 1-2 одноклассников к себе в гости. Поиграв вместе, дети смогут лучше узнать друг друга, а идти в класс с друзьями гораздо приятнее, веселее и желаннее.
Не все сразу
Не стоит начинать одновременно несколько глобальных проектов. Если ребенок уже занимался, например, в музыкальной школе, то занятия, конечно, не стоит бросать. Если же вы планировали начать занятия вместе со школой, то лучше отложить это до второго класса, когда малыш освоится и привыкнет к новому типу нагрузок и ответственности. Это не касается более развлекательных или спортивных занятий.
Четко и понятно
Постарайтесь сделать расписание ребенка максимально четким и предсказуемым. Не забывайте о важности сна! Младшему школьнику необходимо не менее 10 часов сна в сутки. Выспавшийся ребенок лучше справляется с нагрузкой, ему проще усваивать новый материал и решать различные задачи, как учебные, так и социальные. Составьте вместе с ребенком распорядок его дня. Можно на отдельных маленьких листочках, на каждом из которых обозначено одно дело и время. По мере выполнения задач, листочки будут перекладываться из кармашка «надо сделать» в кармашек «сделано». Или же оформить расписание в виде красивой таблицы. Не забывайте писать время, даже если малыш еще не очень хорошо ориентируется в часах. Свои часы тоже не будут лишними.
Любовь и поддержка
Будьте внимательны к своему ребенку. Признаками стресса могут быть повышение агрессивности или частоты капризов, нежелание слушаться или наоборот чрезмерная пассивность ребенка. Не оставляйте без внимания его жалобы. Описать, что произошло и что именно расстроило малыша, помогут техники активного слушания, когда вы не задаете вопросы, а описываете то, что видите, слышите и поддерживаете рассказ словами «угу…», «это было непросто!», «да, понимаю, что еще?» и другими. Постарайтесь, кроме этого, выяснить у учителя, что произошло, нужна ли какая-то помощь с вашей стороны или со стороны психологов.
Также будет замечательно, если в конце дня для вас станет привычным обсуждать с ребенком, что за день было хорошего и какие были неудачи. Причем лучше начать с себя, описать пару событий из своего прошедшего дня и только потом спросить ребенка, что понравилось ему сегодня, а что - нет.
Вопрос контроля
Чтобы ребенок почувствовал себя взрослым и чтобы его чувству ответственности было где развиваться, как можно чаще давайте ему возможность выбора. «Одежда для школы лежит на этой полке, что надеть, ты можешь выбрать сам»; «ты хочешь сначала пообедать или отдохнуть?». Если в вашем классе задают домашние задания, постарайтесь своим видом и отношением показать, что верите в способность ребенка справиться самостоятельно. Никогда не делайте задания за ребенка! Если они вам кажутся чрезмерными или очень сложными, лучше обратиться к учителю, пусть позанимается с ребенком после уроков – это его обязанность донести знания до каждого ученика. Всегда полезнее честно заработанная тройка, чем «папина» пятерка. Человек обязательно должен сталкиваться с последствиями своих действий! Чувство беспомощности, формирующееся, когда от действий ребенка ничего не зависит, может приводить к безответственности и даже к глубокой депрессии. Если ребенок сам просит помочь, не отказывайте, постарайтесь вместе разобраться, как следует выполнять задание, но сделать его должен ребенок сам.
Адекватная похвала
Старайтесь поддерживать оптимистичный и позитивный взгляд ребенка на учебу. Хвалите его за то, что на самом деле было сложно для него, и за усилия, если они были приложены. Выражайте свое отношение, если вам не нравится что-то, но не делайте далеко идущих прогнозов. Сравните: «Ты все сделал очень неаккуратно! Как ты дальше будешь учиться? Хочешь стать двоечником??» и «Ты выполнил это задание неаккуратно. Похоже, в этот раз ты не сильно старался. Боюсь, за это задание ты можешь получить не очень хорошую оценку».
Еще один момент. Старайтесь обращать внимание ребенка на то, что удалось хорошо. Это научит его концентрироваться на хорошем и подсознательно стремиться к идеалу: «Посмотри, вот эта и эта буквы получились просто отлично!»
Желаю вам и вашим детям успехов на этом нелегком, но увлекательном пути, а если понадобиться, мы будем рады помочь!
Учитель знает свое дело
Если ваш ребенок пошел в школу, значит, вы выбрали для него именно эту форму обучения, а не домашнюю. Если вы лучше знаете, как ребенка учить грамоте и как именно складывать числа, еще не поздно передумать. Обычно учителя обладают определенным опытом в образовании детей, и вмешательства в учебный процесс вызывают только раздражение. А вот позитивный подход с вопросами к учителю «а как лучше?», «что посоветуете для…?» и информированием об особенностях развития и восприятия Вашего ребенка, наоборот, будет с благодарностью воспринят учителем.
Читайте также:
Как помочь ребенку адаптироваться к школе
Оказалась ли статья полезной?
Вопросы и ответы
Стоимость услуг
Выезд врача-специалиста на дом в пределах МКАД | 358 у.е. / 37 880 руб. |
Выезд врача-специалиста на дом за пределы МКАД до 10 км | 424 у.е. / 44 863 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-эндокринолога (первичный, повторный) | 220 у.е. / 23 278 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-ревматолога (первичный, повторный) (Специальность Педиатрия) | 220 у.е. / 23 278 руб. |
Прием (осмотр, консультация) врача-инфекциониста (первичный, повторный) (Специальность Педиатрия) | 220 у.е. / 23 278 руб. |
Специалисты
Контакты
Статьи по теме
предложениях и новинках ЕМС